Медвежья услуга: когда ребенку помогать не надо?Все родители хотят, чтобы у их ребенка была самая лучшая жизнь. Однако нужно чётко знать, когда ребенку помогать не надо, чтобы не оказать медвежью услугу. Ребенок в период освоения окружающего мира нуждается в помощи взрослых, но где границы допустимых рамок? Некоторые родители завязывают детям шнурки до начальной школы, убирают за ними игрушки, делают домашние задания, когда другие лишь советом помогают своему чаду. Нельзя с полной уверенностью сказать, какая модель поведения родителей верная. Но стоит задуматься над тем, всегда ли ребенок нуждается в помощи? Или, возможно, лучше не помогать, чтобы не оказать ему медвежью услугу?

Ведь что такое помощь? Это прежде всего содействие. Что это такое? Это совместные действия или же, скорее всего, действия того кому нужна помощь под руководством более опытного человека, т.е родителя. Таким образом помощь – это действия “вместе”, но никак не “вместо”.

Существует определённый круг умений и навыков, которыми ребёнок уже владеет. Это зона актуального развития. Вне этого круга начинается зона ближайшего развития, где ребёнок вполне может справиться при помощи

Медвежья услуга: когда ребенку помогать не надо?

взрослых. Например, освоив застёжки-липучки  на ботинках, малыш вполне может научиться завязывать шнурки. Роль взрослого здесь сводится к тому, чтобы подбадривать малыша, хвалить его и направлять его движения. Как только ребёнок научится завязывать шнурки, эти действия уходят в  зону актуального развития, а  зона ближайшего развития смещается. Так постепенно ваш малыш движется в зону потенциального развития. Если же он не усвоит эти навыки, то он так и останется в зоне актуального развития.

 

Медвежьи услуги родителей.

Очень часто с этим можно столкнуться, отправляя ребенка в школу. Многие родители, если их упрекнуть в том, что они оказывают совершенно ненужную помощь ребенку, начнут оправдываться и объяснять, почему они это делают. Но слишком активная помощь со стороны родителей школьнику абсолютно ни к чему.

Что же делают родители?

  • Выполняют домашнее задание за ребенка. Часто это начинается с первого класса и продолжается всю начальную школу. Уставшая после работы мама садится за уроки, решая задачи и придумывая сочинения. Ребенку нет необходимости вникать в суть домашнего задания. Его дело — переписать то, что скажет мама. Многие родители объясняют свое поведение тем, что их ребенок еще совсем маленький, а уроки очень сложные. Но если потратить время на подробное объяснение того, как решается тот или иной пример, ребенок поймет, и дальше ему будет проще учиться. Медвежья услуга со стороны родителей в этом случае делает детей безответственными, приучает, что за них кто-то будет все делать.

 

  • Разбираются с детскими конфликтами. Дети, естественно, ссорятся и ругаются. Некоторые держат конфликтные ситуации в себе, не делясь ни с кем другим. Другие сразу же бегут к родителям и в подробностях рассказывают им, что произошло. Вполне объяснимой реакцией родителей будет пойти разобраться с обидчиком их ребенка. Естественно, для любящих родителей их ребенок всегда прав. Вклиниваясь в отношения детей, взрослые лишают их возможности самостоятельно налаживать социальные контакты. Дети таких родителей вырастают абсолютно беспомощными, не умеющими постоять за себя.

 

  • Не дают возможности ребенку принять самостоятельное решение. Многие родители знают наперед, чем будет заниматься их чадо, в какие кружки ходить, на каком музыкальном инструменте играть, какие иностранные языки изучать, с каким детьми дружить. Ребенок сам должен выбрать, что его интересует, а задача родителей — поддержать и создать комфортные условия, при которых ему будет удобно заниматься любимым делом. Не нужно навязывать ребенку свое мнение. Как правило, родители желают, чтобы их дети занимались тем, чем у самих родителей заниматься в детстве не получилось. Но не стоит осуществлять собственные мечты за счет своих детей. Ребенок — это самостоятельная личность, а не дополнение к своим родителям. И он сам решит, что ему будет интересно.

 

Все эти медвежьи услуги не проходят даром. Они способствуют развитию в ребёнке тких отрицательных качеств как безответственность,  отсутствие навыков социального взаимодействия, инфантильность, пробелы в знаниях.

Поэтому помощь детям должна только помогать им развиваться, а не тормозить их развитие. Успехов вам в этом нелёгком труде!

 

Related posts: