Как развить у ребёнка сердечный слух?Как развить у ребёнка сердечный слух? Что это за чувство такое? Бывают люди вежливые, есть бессердечные, а есть те, кто совмещает в себе оба эти качества. И вот чтобы малыш таким не вырос, мама должна воспитать в нём то самое чувство — сердечный слух. Воспитать в малыше только лишь внешнюю культуру мало. Ребёнок должен вырасти ещё и с внутренней культурой, а это уже — психическая способность быть таким человеком.

 

Пример из жизни …

Пришла семья в гости. Малышу подали подарок и тут же мама наклонилась к ребёнку и строго говорит: «А сказать что надо ?» Бутуз пробурчал: «Спасибо». Сказал это волшебное слово и всё — мама ругаться не будет, а малыш — с гостем рассчитался. Вроде бы не требуется искренне выражать улыбку, проговаривая это слово, действительно проявлять благодарность. Достаточно выработать привычку, каждый раз, мимолётом говоря человеку — спасибо. Далее, слух притупляется и появляется привычка вежливости. По приказу мамы, ребёнок проговаривает за своё детство, слово — спасибо, сотни тысяч раз. НО, от такого воспитания, пропадает природное свойство быть воспитанным и благодарным человеком.

 

Как развить сердечный слух?

Это намного сложнее, нежели просто приказать строго: «Что надо сказать?» Мама должна объяснить, что это за слово, что оно обозначает; надо с ребёнком перечесть не одну сказку, где рассказывается об истинном смысле благодарности. Малыш сам должен осознать волшебство простого и коротенького слова — спасибо.

Научите своего малыша отдавать. Брать он и сам научится. И когда ребёнок приходит в гости с подарком, радуясь тому, что тот понравился, это дорогого стоит. Когда ребёнок искренне радуется успехам кого-то, не торопитесь сравнивать его с тем другим и, тем более, упрекать. Этим вы только учите его завидовать, а не подражать. И, если ребёнок не спешит отдавать, дарить или радоваться за кого-то, не торопитесь его упрекать. Вы должны стать примером для своего малыша. Вы должны сами отдавать,  сами дарить и сами искренне радоваться за кого-то, и ждать, когда ваш ребёнок сам начнёт отдавать и  дарить другому человеку. Не только вам, а другому человеку.

Часто мамы жалуются, что ребёнок не реагирует на запреты. Дотронулся малыш до горячего, обжёгся, а она ему строго: «Вот видишь! А ведь я тебе говорила, что нельзя!» А всё потому, что на каждом шагу малыш слышит от мамы: «Нельзя, а то упадёшь!», «Нельзя, там высоко!», «Нельзя, там грязно!», «Нельзя, а то застудишься!» …. И как итог: ребёнок не понимает, что нельзя — это вовсе не тогда, когда больно, когда страшно, когда стыдно. … Нельзя делать больно кому-то! Животному, другу, бабушке, соседке … Направленность чувств не на себя, а на кого-то, чувствовать другого человека – одно из первых условий развития сердечного слуха. Чтобы ребёнок научился чувствовать другого человека, нужно, чтобы и его признавали таким же человеком, как тот другой. Если мама, самый главный человек в жизни ребёнка, будет постоянно просить его подать, принести, пожалеть её и т.п., то у ребёнка появятся мысли о том, что и ему надо так поступать: жаловаться, ныть, заставлять беспокоиться. Если что-то заболело, так надо кричать, что есть силы, чтобы мама тревожилась и страдала. В такой семье, я думаю, ребёнок  так и не научится тому, что огорчать любящих его людей – просто бессовестно, что нужно стараться обходиться самому, а не затруднять других. Этому должны научить его мы, родители. И уж если мы просим ребёнка о чём-то, то должны сто раз сказать ему “пожалуйста” и “спасибо”, чтобы он понял, как тяжело затруднять кого-то, просить. Не затруднять, а радовать – это, наверное, самый лучший девиз.

Научим ребёнка любить людей, а обсуждать их они научатся сами. Очень неприятно слышать, как дети осуждают своих знакомых и друзей, тем более взрослых. Мы их одёргиваем, даже не замечая того, что сами учим их этому. “Когда?” – спросите вы. Каждый день! Как только семья садится перед телевизором смотреть передачи. И тут понеслось: этот артист никудышный, эта передача никакая, тот не так поступил, этот не то сказал… Настоящая школа злословия! Сами того, не замечая, мы учим детей судить и ругать всех и вся. Кстати, в первую очередь судить будут именно родителей, а уже потом учителей и всех остальных. Лучше выключить телевизор, или переключить на ту программу, которая нравится. Молча.

Человек с сердечным слухом может быть и превосходным, и плохим. И сердечный ребёнок не обязательно должен быть паинькой. Он может быть и сорванцом, и заводилой. Но ребята его вокруг любят, потому что он не даст в обиду слабого, накажет  наглеца, покроет товарища, возьмёт на себя чужую вину и т.д. И если такой ребёнок уж слишком далеко зайдёт в своих шалостях, он быстро спохватится, видя, что сделал кому-то больно. Ребёнок с сердечным слухом быстро и легко уступает, так же легко и отдаёт, но всегда этот ребёнок и получает больше остальных.

Развить в ребёнке сердечный слух – это самое лучшее, что могут родители сделать для счастья своего ребёнка. Ну,  а вежливым он, подрастая,  и сам непременно станет, учась у старших.

Даже на смертном одре человек с тонким сердечным слухом  будет сокрушаться о том, что приносит  затруднения своим родным и врачам.

Принимая жизнь другого человека близко к своему сердцу, сердечные люди подпитываются самой жизнью. Поэтому, наверное, они и болеют редко, да и живут дольше.