Как приобщать маленького ребенка к литературеПриобщать маленького ребенка к литературе можно начинать чуть ли не с рождения. Это не означает чтение новорожденным сказок на ночь. В столь нежном возрасте они не готовы понимать прочитанные тексты.

Но интонированная мамина речь, обращенная к малышу, голосовая перекличка с младенцем, пение колыбельных песен настраивают ребенка на общение с взрослым при помощи звуков. Речевые звуки становятся значимыми для малыша. В процессе процедур ухода, сопровождаемых речью взрослого, ребенок начинает улавливать наиболее частотные сочетания звуков. Если мама называет крошке слова, обозначающие заинтересовавший его предмет, то к 9 – 10 месяцам малыш начинает понимать значение вопроса «Где». На вопрос взрослого: «Где мама?», — ребенок переводит взгляд в сторону своей родительницы. К 11 месяцам дитя начинает сам проявлять активный интерес к названиям окружающих предметов.

Важно формировать у ребенка навык протягивать руку в сторону заинтересовавшего его предмета. Жест – это «прадедушка» речи. Протянутая рука и полный любопытства взгляд ребенка в направлении привлекательной вещи обеспечивают маме возможность называния широкого круга бытовых предметов. Так осуществляется интенсивное пополнение словаря.

Когда у малыша сформирован минимальный словарный запас, и он понимает названия близких людей и обиходных предметов, можно начинать знакомить ребенка с их изображениями. Взрослые готовят фотографии мамы, папы, ребенка, а также его любимых игрушек, посуды и проч. Затем родители показывают малышке фотографию и озвучивают название изображенного предмета. За один раз нежелательно показывать более 2 – 3 картинок. Малышу демонстрируют фотографию и просят найти на ней маму: «Покажи маму». Рука крошки складывается таким образом, чтобы он мог показать указательным пальцем. Постепенно количество фотографий увеличивается.

Следующим шагом к пониманию текстов является рассматривание картинок в книжках. При этом родители называют предметы, а малыш показывает указательным жестом в ответ на вопрос: «Где?».

Чтобы ребенку стало доступно значение прочитанного мамой, он должен понимать не только названия предметов, но и действий. Лучшим способом для пополнения глагольного словаря малыша будет комментирование его двигательной активности и манипуляций.

Однако даже понимание контекстной речи не гарантирует интереса крохи к книгам. Всё прочитанное должно быть для ребенка связано с реальной ощутимой действительностью. Если родители обыгрывают с мишкой, куклой или зайчиком все бытовые ситуации, например: укладывание спать, кормление, прогулку, — то изображённое на картинке действие будет ребенку понятнее и интереснее. Увлечение малыша ясными и вразумительными сюжетами, соединенными в его представлении с жизнью, с наибольшей вероятностью разбудят интерес ребенка к книгам.