Игровая деятельность дошкольникаИгровая деятельность дошкольника играет важную роль в процессе его развития.  В этот короткий период  детства ребёнок получает первые знания об окружающем мире и человеческом  обществе, начинается  становление его личности, развиваются способности воздействия на мир.

 

У ребенка дошкольника основной деятельностью является игра. Играют дети в разные игры: сюжетно-ролевые, драматизации, строительные, подвижные, дидактические. Каждый вид имеет свое значение для развития психики ребенка.

 

Зарождается игра в раннем возрасте из предметной совместной деятельности ребенка и взрослого с игрушками и предметами. Показывайте ребенку игрушки и действия с ними, поощряйте самостоятельное манипулирование ими на первом году жизни. Это подготавливает ребенка к дальнейшей игровой деятельности. Эмоционально  общаясь с малышом, взрослый играет с ним в простейшие игры: прятки, ладушки, сорока-белобока. Этими играми не просто развлекают ребенка, но и учат эмоционально откликаться на обращение взрослого, действовать в соответствии с содержанием игры.

 

На втором и третьем году жизни игры детей в основном одиночные или с взрослым. Даже если рядом есть играющие сверстники, каждый ребенок играет самостоятельно. Дома для развития детей раннего возраста желательно иметь крупные сюжетные игрушки: куклы, мишки, машины. Для развития ощущений и восприятия нужны дидактические обучающие игрушки: складные яйца, матрешки, пирамидки, вкладыши, цветные кубики.

 

В более старшем дошкольном возрасте ситуация меняется. Детям становятся интересны игры социального содержания. Дошкольник с удовольствием изображает взрослого человека и пробует свои силы в выполнении роли мамы, водителя, врача, космонавта. Таким образом, в воображаемой игровой ситуации ребенок включается в интересную для него взрослую жизнь, усваивает ее правила и нравственные нормы. Так он в доступной форме готовится к жизни во взрослом мире.

 

Сюжетно-ролевая игра – свободная и творческая деятельность. Ее не рекомендуется навязывать ребенку. Но главный ее парадокс заключается в том, что в свободной деятельности ребенок добровольно учится произвольному поведению. Ведь выполнение любой роли требует вести себя в соответствии с ней, а роль взрослого для малыша настолько притягательна, что ребенок безоговорочно подчиняется правилам ее выполнения и делает это с большим удовольствием.

 

Еще один бесспорный плюс ролевой игры – интеллектуальное и эмоциональное развитие ребенка. В игре зарождается символическая функция сознания. Когда у дошкольника не оказывается нужных для игры предметов под рукой, он использует другие похожие предметы. Их еще называют предметами-заменителями: вместо мыла — кирпичик из строительного материала, вместо ложки — палочка. Постепенно с развитием воображения сходство с реальным предметом может исчезнуть совсем. То есть ребенок в игре учится  пользоваться символами, а это уже признак наличия логического мышления у дошкольника. К тому же в ролевой игре ребенок переживает настоящие эмоции, связанные с ее содержанием.

 

Чтобы  игра развивалась нормально, родителям необходимо создать игровые условия и играть с ребенком. В 3 года у детей должны быть атрибуты для игр в семью, больницу, парикмахерскую, магазин. Покажите им правильные игровые действия и побуждайте выполнять все их разнообразие, иначе ребенок будет только кормить куклу или делать ей уколы. В этом возрасте дети выполняют многократно одни и те же игровые действия и часто еще не выделяют роль. Спрашивайте: «Кто ты?». Это помогает осознать игровую роль.

 

В 4-5 лет  главное —  распределение ролей и действия в соответствии с ними. Берите и себе вначале главную, а затем второстепенную роль, подсказывайте ребенку при затруднениях. Но подсказки не должны быть прямыми, лучше задавайте наводящие вопросы: «Что делает врач?», «Когда к нему пришел пациент?».

 

6-7-летние дети уходят от операционного характера игры и отражают в ней  отношения между людьми. Задача родителей – не позволить сформироваться неправильному поведению. Как бы ни хотелось, чтобы дети играли самостоятельно и не мешали родительским занятиям, это полностью невозможно. Даже если не играете вместе, следите за тем, что происходит в игре. Это первый социальный опыт вашего ребенка, и он не может быть бесконтрольным.