Дети после развода родителейДети после развода родителей остаются самым слабым звеном в цепочке мероприятий разводного процесса.  Благополучие детей невольно отодвигается на второй план. Столкнувшись с разводом, бывших супругов куда больше занимает формалистика вопроса места жительства ребенка, чем истинное комфортное его состояние. То есть, буквально, вырисовывается незавидная ситуация, когда ребенок уподобляется вещи, подлежащей банальному дележу.

 

Две стороны реальности. С кем быть?

Дело доходит даже до того, что, маскируя элементарным тактом и соображениями психологии, родители начинают привлекать к разрешениям этого вопиющего дележа самого малолетнего. Само собой, у ребенка в отношении родителей куда больше жалости, чем у них – к нему, из чего возникают ситуация видимости его сомнения, неуверенности, метаний от одного родителя к другому. К сожалению, в процессе судебных тяжб, душевного расстройства ребенка, всегда косвенно присутствующего в процедуре расторжения брака, «принято» не замечать.

Развод действует на детей многоканально. В ходе становления личности ребёнка, оба родителя имеют огромное значение, так как каждому из них отводится уникальная роль воздействия на развитие малыша. Разрушение семейного уклада означает для ребенка, что равномерно распределенная связь между ним и родителями дисбалансирована, равновесие расстроено. Дети обнаруживают себя, как между небом и землей, в подвешенном состоянии: они осознают, что отношения родителей далее невозможны, но при этом тема собственной судьбы в семье для них не закрыта, ведь, как правило, ребенок не до конца способен понять и принять ситуацию, в которой кто-то из родителей должен частично уйти из его жизни. Позже, когда это происходит, в душе ребенка поселяется подсознательный страх, что и оставшийся с ним родитель может так же внезапно покинуть его.

 

Кто виноват?

Самое тягостное, что поглощенные своими проблемами, взрослые и не пытаются рассеять страхи детей и, позже, с удивлением наблюдают странную и полную картину подавления личности. Если речь идет о школьниках, то успеваемость падает, причем очень резко. Как правило, именно школьники младшего возраста, больше, чем кто-либо, винят в происходящих событиях себя. Их навязчиво преследует мысль, что они в состоянии предотвратить грядущую катастрофу, если исправят что-то в своем поведении, но по факту, поглощенные проектами и фантазиями, они все глубже уходят в отрешенность от реальности и лабиринты эмоциональных проблем.

Для ребенка 11-12 лет это характеризуется замыканием в себе, угрюмостью, чрезмерной капризностью; дети постарше самоустраняются от семьи, ставят устойчивый барьер между собственным миром и миром, непонимающих их взрослых.

Но самая главная беда для ребенка заключается не в самом факте развода, а в преобразовании его из личности, в предмет «владения», «переходящий приз». Оказавшись в самом средоточии битвы, он действительно не может принять ни чью сторону, и, в итоге, стремясь завладеть его чувством привязанностями безраздельно, агитация родителей в пользу себя, накручивается до зловещих форм. Бывшие супруги кидаются в крайности, стремясь, то «купить» ребенка всевозможными поощрениями, то возбудить в нем ненависть к конфликтной стороне.

Одновременно с этим, после развода наблюдается и моральное истощение самих родителей. Психологическая надломленность проявляется буквально в первые дни фактической «свободы», что, в итоге, сказывается на том же ребенке – на него у родителей уже не хватает ни положительного настроя, ни даже элементарной душевной теплоты. Не редки случаи, когда мать, оставшаяся с ребенком один-на-один, на некоторое время оказывается совершенно нечувствительной к своему чаду, добавляя холод и отстраненность в и без того непростую ситуацию.

Итак, можно выделить основные факторы видения детьми родительского конфликта, приведшего к разрушению семьи:

— агрессия в период расторжения брака;

— крушение налаженного жизненного уклада ребенка;

— становление новых правил в отношениях дети-родители.

 

Обобществление критериев. Что делать, если?..

При возрастающем ожесточении и обоюдной озлобленности, предшествующими разводу или возникающими в последствии, детям почти невозможно адаптироваться в новых, возникших для него условиях. В основу его дальнейшего развития ложится чувство уязвимости, незащищенности. Постоянно поддерживаемая между бывшими супругами агрессивность, будят в детском сознании защитные реакции в виде неврозов, тиков, даже истерик, сопровождаемых обмороками.

Данную ситуацию можно предотвратить, лишь минимизировав перемены в жизни ребенка, не доводя их до абсурда. Чтобы не шагнуть за порог серьезных психологических нарушений, достаточно, если ребенок будет посещать ту же школу, что и раньше, сохранит привычный круг общения. Здесь задействована азбучная истина: чем серьезнее потрясения в жизни, тем необходимей смягчение адаптации.

По свершении факта развода, ни в коем случае ребенок не должен почувствовать ущемления любви со стороны кого-то из родителей. Его собственные эмоции требуют внимания, они несут в себе весь запас его переживаний и, в случае игнорирования, происходит реальный, физический упадок сил, растраченный на привлечение внимание со стороны взрослых.

В случае нормального отношения родителей к новой возникшей ситуации, адаптация ребенка может ограничиться двумя годами. Травма, конечно, может проявиться и много позже, в период раннего взросления, но, как правило, ребенок вполне адаптируется, и его жизнь входит в нормальный ритм. Однако, это произойдет только в том случае, если взрослые изначально выведут малолетнего из зоны конфликта и не позволят развиться в ребенке массы комплексов и фобий.